Официальный сайт группы ВЕРЕТЕНО
НОВОСТИ : О НАС : ДИСКОГРАФИЯ : ЧИТАЛЬНЯ : ФОТО : FAN'S CREATIVE : ФОРУМ : КОНТАКТЫ : ССЫЛКИ


Жора нарыл в интернете форум...

Как грамотно потратить... (часть вторая)
Игорь Синицин ...

Господа ! Плиз Хелп. Зашел в тупик.

Общая задача: Записать рок-группу из 5 музыкантов (drums,bass,keyb,guit,vocal)

Группе 2 года, но считются молодыми. Первый альбом записали на "коленке" (дешевый PC+куча программ), больше так нельзя, надо хорошо и грамотно.

Посоветуйте из практического опыта: потратить деньги на запись в дорогой проффессиональной студии (если можно в какой), записываться в боджетной, имея больше времени на работу (запись...), либо вкладывать деньги "в себя" и приобретать пульты, платы, примочки и.т.д.

Andrew ...

Ха, это самый риторический вопрос для молодых музыкантов: где и как делать запись :).

С одной стороны хочется купить немного железок в компьютер и делать все на коленке (завалинке), времени - умотатся, хочешь пиши, хочешь - пиво пей. И денежки не капают. Результат конечно не очень, но это ведь начало и лет через 50 у нас конечно все получится :).

Прежде чем решить - надо идти от реалий: а для чего же нужна эта запись? Ни один из молодых музыкантов, приходящих ко мне в студию писаться, так и не смог дать вразумительного ответа на этот простой вопрос. "Пусть будет" :0), дело хозяйское - пусть будет.

В реалиях - целый концерт не нужен никому. Можно конечно найти дурачков - спонсоров. Они все оплатят, включая тираж 1000 CD ну и 5000-10000 кассет. Потом коробки с этим тиражом будут долго пылится в дальнем углу комнаты (у меня есть один такой тираж - клевая гитарная музыка, вот за 2 года раздал 200CD, осталась еще 400, хорошо, что кассет не делал). Но ведь это не то что вам нужно? На моих глазах абсолютно все молодые группы Екатеринбурга, подающие хоть какие то надежды, проходили через это. Довольные дарили диск. И все :(, на этом все и заканчивалось.

К сожалению великому, хоть какая то мало-мальски оплачиваемая работа (я не имею в виду лобание в кабаке на заказ) есть в Москве, народ едет работать в клубы. В принципе Москва и живет на этом, что молоденькие дурачки приезжают в надежде огрести кучу денег и стать знаменитыми. в результате - в ноль бы отбится в первый раз. Хотя есть много примеров удачных поездок. Еще Москва нужна, чтобы раздавать демки на всевозможные лейблы. Там вас обязательно встретит менеджер, который пообещает обязательно прослушать вашу кассету (CD), ... на следующей неделе :)), а затем бросит ее в ящик с 1000 таких же кассет и забудет об этом тут-же. А через неделю он скажет вам, что пока не послушал, не было времени/настроения, и вообще, позвоните еще через неделю. Далее - читай выше.

ПОЛНЫЙ МЕРТВЯК.

Сказочка, почти из жизни: Была такая никому не известная девочка по фамилии Чичерина, выгнали ее из культпросветучилища за неуспеваемость хроническую, но она не отчаилась, записала она у нас свои демки и привезла в Москву на все лейблы - НИЧЕГО. И вдруг, как-то, некая дама с непонятной фамилией ТУТТАЛАРСОН, случайно послушала ее на концерте и сказала дяденьке по фамилии Козырев: "слушайте, а у вас ведь в Екатеринбурге группа есть клевая ЧИЧЕРИНА называется". Как, удивился Козырев, а я и не знал, а запись где? Как где, в вашем отстойнике с кассетами уже год лежит. Нашли кассету, сдули пыль. А дальше - как в сказке ... :))

Байка конечно, но единственный выбор музыкантов со своими творениями - ехать в Москву и выступать в клубах, авось да кто нибудь заметит. Печально - но это так.

Sorry за флейм и отступление от темы.

Суть в том, что нужна хорошая демка для того чтобы ее кому нибудь показывать - нет необходимости писать альбом, это потеря времени и денег.

Если бы вы делали электронную музыку - берите компьютер + Gigasampler + микрофон, и делайте, дешево и сердито, так добрая половина попсы нашей записана. Но если вы играете РОК, то есть живую музыку, боюсь с одним компьютером + SBLive + микрофон, тут не обойтись. Нужна реальная студия с тонателье и т.д. В принципе, можно конечно все это попробовать записать и дома, но минимальный комплект оборудования обойдется вам в 15.000$-20.000$, дороговастенько однако, да и есть ли смысл городить огород.

Из студий: основная разница в ценах - это оборудование. За 10-15$ вы получите Alesis + SoundCraft, За 20-30$ вы получите аналоговый Fostex и маленький AMEK, за 40-50$ вы получите нормальный Tascam + большой AMEK, за 60-80$ вы получите Shtuder + SSL. Цены ориентировочные за 1 час аренды студии.

Примерную калькуляцию можно составить так: если все отрепетировано, классический состав и вы не начнете разучивать партии в студии, то на запись вы затратите 4-8 часов вместе с пением, на сведение положите 8-12 часов. Итого: от 12 до 20 часов на запись одной композиции. Цены за час приведены выше, посчитаете и сравните со своими возможностями.

Из студий - опять же не советую сразу идти в большую студию. Результат будет скорее всего неудовлетворительный и вы потратите кучу денег.

Работе в студии надо учится (делая записи в оной), и получатся начинает не сразу (а раза с пятого). Специфика студийной работы в том, что звучит все совершенно по другому, нежели это звучало на репетиции. На мониторах вдруг станет отчетливо слышно, что гитара звучит плохо и не строит в довесок, а у бас гитары совсем нет сустейна, барабанщик играет неритмично, да и звук барабанов совсем не тот какой хотелось бы (как у Def Lepard), а вокалист - поет мимо и все его ньюансы вроде хорошо звучавшие на концерте - совсем не к месту. Самое страшное в этой ситуации - начинать переделывать аранжировки и отдельные партии. В итоге все результат будет все равно отрицательный а денег накапает много. Поэтому в виде совета - следует делать записи ради опыта. И как говорил классик - количество начнет переходить в качество.

По выбору студии: Не рекомендую идти в большую и дорогую студию сразу, по причинам изложенным выше. Для классического рокерского состава минимальные технические требования к студии - 16 реальных каналов записи и воспроизведения (лучше конечно 24, но и на 16ти можно сделать неплохой результат). Обратите большое внимание на инструменты - если гитара не звучит - то Shtuder не поможет, он это незвучание аккуратно зафиксирует и потом аккуратно воспроизведет. Ну и самом собой - перед записью ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПОСТАВИТЬ НОВЫЕ СТРУНЫ. Если необходим комбик, то неплохо бы его иметь на записи (взять в аренду, если нет своего или нет на студии), из практики: комбики стоимостью менее 1000$ слабо профпригодны. то же относится и к барабанам - пластики должны быть не разбиты, а сами барабаны находится в хорошем состоянии. Барабанщику привычнее играть на своей педали. Зачастую в студиях нет своего железа, его надо брать в аренду дополнительно. Не стоит пытатся сэкономить и записать железо Am!

ati - это будет слышно.

Но самое сложное в записи - это взаимоотношение звукооператора и музыкантов. Сколько подводных камней кроется в этих взаимоотношениях. Конечный результат делает именно он. оборудование конечно тоже играет роль, но если нормального взаимопонимания не найдено - результат будет плохой на любой аппаратуре.

Если вы хотите работать со своим, а не с местным оператором, будте уверены, что он знает оборудование, стоящее в студии. Если он на этом не работал - будет пустая трата средств. Вообще предпочтительней использовать местного оператора - он знает все оборудование + у него есть какие то свои наработки по получению хорошего звука. И не ДАЙ ВАМ БОГ ЗАДЕТЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ГОРДОСТЬ - можно смело заканчивать работу, результата не будет. не забывайте - ЗВУКООПЕРАТОР - ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК, у него в голове СВОИ ТАРАКАНЫ, и где то в глубине души он считает себя КРУЧЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ, и НЕ ДАЙ ВАМ БОГ УКАЗАТЬ прямо или косвенно НА ЕГО НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ - "суперзвук" вам обеспечен. Примеров - масса.

Есть еще тонкости в записи - многие студии практикуют разрывать запись, предоставляя вам "окна" - 3 часа сегодня, 2 часа завтра, и еще 4 - на следующей неделе, ссылаясь на очень загруженный график работ. Это НЕДОПУСТИМО. Не пользуйтесь услугами этой студии в дальнейшем.

Поэтому перед тем как определить конкретную студию - спросите у знакомых музыкантов, где они писали свои опусы. и какие отзывы по работе. далее, обойдите все студии, которые вас заинтересовали. не бойтесь - вас там никто не укусит, а вежливо все покажут и расскажут, даже если вы больше вообще никогда туда не придете. уточните все ньюансы до записи: наличие комбиков, барабанов, железа и т.д. если у них чего то нет, скорее всего - подскажут где можно арендовать и за какие деньги, когда можно начать запись, не надо ли будет потом доплачивать звукооператору за работу отдельно.

Если вас встречают с выражением лица - "ну че ты сюда приперся, у тя все равно денег нету, шоб у нас писатся", сразу разворачивайтесь, такое же отношение получите и в процессе записи.

В некоторых случаях небольшая и среднеукомплектованная студия лучше больших, тем что там никто не ходит, нет рядом бара, в котором можно посидеть. В студию надо приходить - РАБОТАТЬ, а не пить кофе в баре.

Взаимоотношения музыкантов и студийного персонала складываются годами. Поэтому - если вы даже соберетесь писать альбом или много произведений за один раз, сделайте пробную запись одного произведения - и сразу все будет ясно.

А компьютер не выбрасывайте, самый хороший вариант сделать запись дома, заодно услышите все огрехи в арранжировке + эту запись неплохо бы показать оператору, который будет работать с вами еще до записи - ему будет понятнее какой надо делать звук барабанов (при записи) и как писать гитары и т.д., принесите ему CD групп, приблизительно звук которых вы бы хотели получить. точно такого звука вы конечно же не получите, но некоторое представление оператору будет.

В процессе записи назначте главного - кто будет отвечать за звук и будет сидеть при сведении. сведение всем коллективом - ПОРОЧНАЯ ПРАКТИКА. у неподготовленного человека в студии при сведении голова начинает опухать после 2 часов постоянного прослушивания и он просто уже ничего не слышит и ему все до фонаря. музыканты нужны ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ ЗАПИСИ. дальше - они должны быть изгнаны за пределы студии и появиться там только на промежуточном и конечном прослушивании. ОПЕРАТОР ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБИТ - когда вокруг него сидит вся команда и советует ему с разных сторон - гитару погромче надо, а голос потише и бас полевее. КОГДА ЕМУ ВСЕ ЭТО НАДОЕСТ - ОН ТОЧНО ВЫПОЛНИТ ВСЕ ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ (злорадно улыбаясь про себя). А потом скажет - НУ, МУЖИКИ, ВЫ ЖЕ САМИ ПРОСИЛИ СДЕЛАТЬ ТАК. оставте оператора в покое - если вам что-то не нравится выскажите ему это, но не надо высказывать предложения через каждые 3 минуты.

НИКОГДА не завершайте сведение БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ. Обязательно надо сделать сброс на кассету (CD) которую вы послушаете вечером дома в спокойной обстановке и покажете всем родным и друзьям, а наутро выскажите все пожелания оператору.

Вроде ничего не упустил, удачных записией,

Все вышеизложенное является сугубо моей точкой зрения и может не совпадать с мнением окружающих.

PS: к сожалению я ни разу не встречал в литературе толковых статей для начинающих про особенности студийной работы, а ведь это могло бы уберечь начинающих от многих ошибок :(.

PPS: насчет собственной студии очень хорошее изречение Гребеньщикова: когда его спросили - почему он не делает личную студию он ответил: "Как только я сделаю студию - я умру как музыкант, я буду сидеть в ней и ковырятся, для меня это неприемлимо, мне надо прийти в студию и быстро слить все что я наработал, а со звуком пусть копаются профессионалы и продюсер, которого я найму".

YOURI ...

Все эти Выше и ниже изложенные проблемы в принципе может решить только Продюссер,который точно должен определить Ваш стиль, "формат", потребности в нем рынка, найти подходящую фирму для выпуска, найти и "развести" спонсора , выбрать наиболее удачные штуки 3 произведения( "хиты":-) , подобрать для их записи Мксимально хорошую( по бюджету) студию, не экономя при этом на звукорежиссере, лучше пригласить лучшего (в пределах досягаемости:-(.

Помните, что Ваши первые вещи должны звучать сразу "круто", пока они "свеженькие" в смысле Ваших идей и эмоций, иначе на фирмах ("лейблах") их положат в корзину благодаря некомпетентности менеджеров, которых слишком много, или в лучшем случае скажут, что "надо все переписать "по-взрослому", а там посмотрим", - о там и время упустите ! Хиты - скоропортящийся товар!

Помните, что скупой платит дважды, лох трижды , а наши "лейблы" вообще не любят платить! Вот только с продюссерами проблема - как их найти ???

Лучше всего вблизи этих самых, выпускающих фирм, сделав их поклонниками своей(Вашей) музыки, иначе (они)он не добъется успеха на пути продвижения Ваших идей . Да, и практика( мировая) показывает, что самим себя "спродюссировать" практически не удается никому (если Вы,конечно, только не Питер Габриел) , т.к. это просто другая "работа"!

Andrew ...

ЗА БУГРОМ :)), за 100.000$ можно поиметь неплохого продюсера, который продюсировал последний альбом "Металлики", ну или предпоследний "Nazareth", он предложит на выбор писатся на A&M или Manor, для эстетов можно договорится конечно и с Abbey Road, но это будет дороже, вообщем в бюджет в 200.000-250.000$ как раз и упишемся, далее продадим все это BMG за 2.500.000$ и по 0.5$ с каждого проданного диска и 0.2$ с последующих переизданий, купим виллу на KeyWest и сделаем там базу репетиционную.

Практика мировая не работает в России, увы и ах, и не только в музыкальном бизнесе. все буржуазное рассчитано на нормальный бизнес с нормальными вложениями, а у нас все поставлено с ног на голову. Лейблы ни за что не платят говоря музыканту - сделай сам запись, а потом мы посмотрим. а потом - в лучшем случае предлагают контракт на 5 лет с выплатой гонорара в 40$ с концерта на всех надувая при этом щеки: "НУ, БАТЕНЬКА, мы столько вложили в твою раскрутку, что ты нам должен по ГРОБ ЖИЗНИ". К тому же сейчас пошла мода не выпускать альбомы целиком, а делать сборники на условии "МЫ ВЫПУСКАЕМ - НО НИЧЕГО НИКОМУ НЕ ПЛАТИМ", очень удобно и без вложений. А фестивали? Провели "НАШЕСТВИЕ" - молодцы. Но на каких условиях - группы приезжают и уезжают сами, из жилья - предоставляется палатка (!!) на поле. Молодцы мужики. Сообрали 100.000 народу по минимуму. А знаете на чем деньги делали? НА ПИВЕ И ПЛАТНЫХ СОРТИРАХ :)), очень даже хорошо сделали деньги. Докучи еще и сборничек сляпали - тож!

е бесплатно для музыкантов. ПАМЯТНИК НАДО СТАВИТЬ РЕБЯТАМ - просто гениально. Вроде как сейчас авторские стали радиостанции платить, тут знакомые отдали песенку в ротацию на Русское радио, и им за 2 месяца накапало аж ... 202 р. ... бешеные деньги. Какие продюсеры? какой SSL? откуда деньги то? тем более у молодых музыкантов из Ярославля? Ведь запись запись альбома минут на 50, на ГДРЗ или у Бабенко обойдется по минимуму в 5.000-8.000$ и это еще без проживания. :(.

Во всем мире деньги делаются с продаж носителей, концерты - обычно убыточны. Концерты - реклама, чтобы носители продавались нормально. А у нас все наоборот - основные деньги музыканты делают на концертах. А деньги с носителей - не окупают даже рекламу, чтобы их продать. Сплошной заколдованный круг получается. Вот и бегают музыканты по спонсорам - ДАААЙТЕ ДЕНЕГ. Повезет - дадут. Далее делают запись сомнительного качества за бешеные деньги. дальше лейбл их посылает ссылаясь на сложное материальное положение. хорошо, если спонсоры денег дали без возврата. а если нет - плохи дела. видел я и такие примеры.

По западному как: принес демо на лейбл. Лейбл заинтересовался, подписал контракт, лейбл выделил деньги И НАНЯЛ ПРОЮСЕРА, какого считает нужным, потому как доверяет ему, а тот уже все делает исходя из бюджета. Нанимать продюсера самим, могут позволить себе только очень крутые дядьки, так как хороший продюсер стоит кучу денег, дороже чем аренда студии.

А нашим лейблам ВСЕ ПОФИГ. им наплевать на качество, ИМ ВООБЩЕ НА ВСЕ НАПЛЕВАТЬ, лишь бы стоило подешевле. НАРОД И ТАК ВСЕ СХАВАЕТ. к сожалению они в чем то правы :(.

Намедни записали треки к альбому "Смысловых галюцинаций", не фонтан конечно, но старались выжать из аппаратуры по максимуму. музыканты остались довольны и увезли сводить все в москву. в результате что то у них не получилось и свели они все сами на компьютере в CakeWalk - И ВЫПУСТИЛИ ЭТО. И ничего - никого это не смутило. Да еще приляпали туда рекламу оборудования которое при записи не использовалось. вот это по нашему - по рабоче-крестьянски :)).

А вообще - продюсер конечно главный человек при записи альбома, от него многое зависит.

YOURI ...

Ну в Москве левых студий очень много- все хотят срубитить денег с лохов:-((( Да а кто говорил, что у нас легко ? У нас вообще невозможно общаться с этими лоховскими "лейблами" засорившими рынок всяким хламом !

Продюсер за $100000 за бугром оочень средненький считается! Но у нас и таких нет ! Поэтому приходится самим носом тыкаться в .... А времечко уходит, Хит - пропадает, поэтому пока не созреет осознание необходимости помощи продюсера, как профессионального помощника в рождении нового проекта, оне и не появются :-(((

Так, случайно, с попаданием на деньги в расчете на удачу и будете мучаться. А можно заключить контракт(договор) с предполагаемым продюсером, и пущай работает ! Ваше дело - только Ваша гениальная музыка! Продюсером может быть опытный уважаемый музыкант- пусть попробует сориентироваться на рынке . Если успешно - поделитесь гонорарами!

Кстати, у самых опытных забугорных из 10 проектов "выстреливает", дай бог, один , и это при их расчетливости и огромных бюджетах, которые они выбивают ! Так что , не бойтесь прогадать! Единственная проблема в случае успеха проекта - полная незащищенность продюсера от "кидалова" со стороны заболевших звездной болезнью артистов :((( Примеров на нашем рынке сотни , не буду называть , но среди них ряд известных артистов, которых раскручивали целые команды аранжировщиков, звукорежиссеров, продюсеров. После первого успеха они сами себя начинали продюсировать, ну и плавно "сдувались".

Извините за слэнг!

Andrew ...

Продюсер в полном понимании этого слова может появится только при наличии ИНДУСТРИИ в полном его понимании. И завязано это на то - кто вкладывает деньги. При нормальном раскладе - ЛЕЙБЛ.

Оттолкнувшись от частностей - Музыкальный бизнес - это издательство, в классическом проявлении. А издательство подразумевает под собой вложение денег сроком до 2-3 лет. Издатель платит автору, тратится на тираж и рекламу и запускает его в дистрибьютерскую сеть. Деньги отбиваются в срок от 0,5 до 3 лет. Может не выстрелить и будет прогар, для этого постоянно ведут несколько проектов. В принципе можно застраховатся от прогара (страховые компании страхуют и такой риск за немалые деньги). Вот тогда и возникает необходимость в ПРОДЮСЕРЕ, как координаторе работ по записи и ПРОМОУТОРЕ как координаторе работ по рекламе и PR (черному такому :). Большой штат своих продюсеров не потянет ни один лейбл - слишком много им надо платить, поэтому это в основоном независимые дядьки которых нанимают на конкретный проект.

В россии в последнее время лейблы отказываются вкладывать в запись, с никому не известными музыкантами тем более. Да и с продажи тиража ничего не окупишь - поэтому такое неплевательское отношение к записи и проявляется.

К тому же деньги спонсоров как правило пускаются не на качественную запись, а на создание клипа или коммерческие эфиры, так как лейбл и за это платить отказывается (черт, а за что он вообще платит?)

У меня сложилось впечатлениее в последнее время, что лейблы превратились в рекламные фирмы, которые начинают разводить музыкантов на бабки: "так, ты оплачиваешь запись, оплачиваешь эфиры, оплачиваешь тираж, ну а мы так и быть разместим его в реализаторской сети, кстати ты это тоже оплачиваешь :)". и превращается бедный музыкант в коммерсанта, пытается найти спонсоров, продается политическим партиям - они активно скупают музыкантов на свои предвыборные. Какое уж тут творчество, пока спонсоров по разу обойдешь - все хиты давно протухнут. Даже наш всеми любимый чемпион (который на соке "ЧЕМПИОН") стал заниматся не своим делом - и тут же проиграл (так что сок придется переименовать в "ЭКС-ЧЕМПИОН").

А существующие российские продюсеры - за редким исключением - это папы/мамы, мужья/жены, тети/дяди исполнителей :)) Российская реалия.

YOURI ...

Да не продюсеры они, а родственники или спонсоры с деньгами :-(((

А индустрии не будет, пока в стране нет защиты авторских прав и 99% пиратской продукции, поэтому лэйблы не могут "отбить" свои затраты при всем желании! А народ не хочет платить по $20 за то фуфло, которым эти же лэйблы заполонили рынок в "период накопления первоначального капитала", поэтому все пользуются "услугами" пиратов, поэтому "лэйблы" ......

Поэтому прорвать этот замкнутый круг можно только хирургически, путем огромных капиталовложений в шоу-бизнес, на которые наши жлобские дилетантские "лэйблы" неспособны. Тогда придут западные фирмы, если их пустят и останкам нашей самобытной музыки вовсе конец наступит ! Так что перед началом своего проекта рекомендуется прикупить акций каккого-нибудь "Лукойла", или выйти замуж (хоть на время-;) за олигарха:-(((

Кстати в америке говорят , что музыкой могут себе позволить заниматься только очень состоятельные люди :-)

Привет!




Vereteno.ru ©1999 — 2007